09 сентября 2011

ЦЕНА НА ГАЗ И ЧУВСТВО СПРАВЕДЛИВОСТИ. НОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ ОТ ВИКТОРА ЯНУКОВИЧА



Многие экономисты, политики и бизнесмены обнаружат благодаря Януковичу совершенно неизвестные до того принципы ведения переговоров. И высказывания украинского президента нуждаются в дополнительных пояснениях, иначе охватить их глубинный смысл будет весьма затруднительно. Осознать же их необходимо, ведь именно с этой доказательной базой украинская сторона намерена следовать в европейские суды, именно этими аргументами планирует спасать своё финансовое благосостояние.



В последнее время о том, что в отношениях России и Украины зреет очередной кризис, имеющий традиционную газовую подоплеку, не писал только ленивый. Новаторское решение украинского правительства — избавиться от контрактов с «Газпромом» путём уничтожения государственной компании «Нафтогаз», не могло не вызвать бурного обсуждения. Немало прозвучало голосов о том, что, мол, наконец-то власти Украины нашли управу на «Газпром», который «цинично» требует соблюдения подписанных на самом высоком уровне договорённостей. И вообще, это чуть ли не начало новой газовой «оранжевой» революции.

При рассмотрении любого вопроса полезнее всего обратиться к первоисточникам, и узнать суть претензий непосредственно у людей, их имеющих. Разумно будет начать с самого «верха». Благо, президент Украины Виктор Янукович дал российскому изданию «Коммерсантъ» развёрнутое интервью, в котором описал своё видение ситуации. Весьма экстравагантное, комплексно охватывающее экономику, политику и интеграционные перспективы.

Прежде всего, о сути финансовых запросов украинской стороны. Как говорит Янукович: «Уступки с нашей стороны должны быть, если мы хотим скидки, если просим снижения цены. Но нам это не нужно, мы хотим лишь вернуться в цивилизованное русло — к рыночной европейской цене. Если в дальнейшем нам нужна будет дополнительная скидка на какой-то период, если у нас не будет денег, тогда мы готовы за это чем-то расплатиться».

По сути, украинский президент сейчас занят написанием новой главы в истории товарно-денежных отношений. То есть, придя в автосалон и увидев симпатичную машину, ценник которой не соответствует вашему персональному мнению о ее стоимости, следует воззвать к совести продавца и потребовать «вернуться в цивилизованное русло», чтобы цена стала ниже. При этом скидкой данная преференция не является, ведь за скидку придётся чем-то встречно жертвовать. А подобное действие ставит под угрозу всю украинскую национальную идею... Отрадно, впрочем, слышать то, что президент Янукович согласен хотя бы с некоторыми аксиомами. Например, с той, что если нет денег, то надо расплачиваться как-то иначе.

Но к чему именно предлагается вернуться? «Европа» Украина или нет? Президент Янукович постоянно уверяет, что так оно и есть. Да и нынешняя цена образовалась в точном соответствии с законами рыночной экономики и передового капитализма. Получается, что «цивилизованная» и правильная цена — это сугубо та, которая нравится Украине. А если не будет денег и на неё, то можно попросить скидку. Удобно, не правда ли?

О том, как формировалось мнение о конкретных цифрах симпатичной, «цивилизованной» цены. Снова слово Виктору Фёдоровичу: «Формула цены 2009 года сомнительная, она, мягко говоря, спорная, мы не можем с ней согласиться. Если посмотреть на реальные цены, например в Германии, то мы платим приблизительно на $200 больше. И мы бы хотели понимать, за что нас наказывают! А транзитный тариф в Германии в два раза выше, чем в Украине. Сейчас речь исключительно о возврате к справедливой цене — это немецкая цена минус $70 транзитного тарифа от границы России до Германии. Кстати, E.On Ruhrgas подала на „Газпром“ в суд, требуя пересмотра контрактной цены. Мы же говорим о том, чтобы брать за основу сегодняшнюю немецкую цену».

Мгновенно всплывает в памяти другая цитата — про «тут читаем, тут не читаем, а тут рыбу заворачивали». С чего вдруг Украина решила примерять на себя условия торговли «Газпрома» именно с Германией, совершенно непонятно. У России и Германии — масса совместных и дорогостоящих проектов в газовых областях, компания «Газпром» и её немецкие коллеги обладают взаимными долями в партнёрских программах, сообща их финансируют, сотрудничают как в газодобыче, так и в транспортировке газа. Логично, что партнёру можно создать, без ущерба для себя, комфортные условия. Всё равно, конечная выгода компенсирует издержки и устроит все стороны.

Если Украина таким образом сигнализирует о своём желании дать «Газпрому» частичный доступ к своим газотранспортным сетям или профинансировать «Южный поток», высказывания Януковича обретают смысл. В других случаях, они небесспорны. Газотранспортная система Германии, очевидным образом находится в лучшем состоянии, нежели её аналог на Украине. К тому же «Газпром» выступает совладельцем магистральных газопроводов Германии. Приведённые Януковичем цифры тоже стоят на достаточно зыбком фундаменте. Газ для Украины стоит дешевле, нежели для её стратегических партнёров — Польши, Венгрии и Румынии. А транзитная ставка на территории Германии как раз ниже, чем на просторах украинских степей

О том, почему цена текущая — несправедливая. «Если смотреть в контексте ежегодного бюджета страны — это приблизительно 20%. То есть с каждой бюджетной гривны 20 копеек идет в уплату за газ. И это в то время, когда идут непростые реформы. Эти деньги могли бы пойти на социальные выплаты населению: врачам, учителям, которым сейчас и так несладко. Мы считаем, что это несправедливо, и к тому же экономика не может долго выдержать такую цену» — сказал Янукович.

Несправедливость, таким образом, заключается в следующих вещах — у Украины маленький бюджет и проводятся реформы. А «Газпром» не желает учитывать эти важные факторы и преступно наживается на 20% с каждой гривны. А если макроэкономическая ситуация на Украине ухудшится, и бюджет станет ещё меньше — должен ли будет «Газпром» снова приходить к «цивилизованной» цене, всякий раз когда украинский бюджет будет съёживаться? И почему бы не начать заботиться о врачах и учителях, что называется, с себя, путём оптимизации внутренних расходов. Но мессидж ясен — в низких зарплатах украинских учителей виноват «Газпром».

Впрочем, всё ещё интереснее. В тесной связи с «несправедливой» ценой идут и Харьковские соглашения, благодаря которым Украина получила скидку в 100$ с каждой тысячи кубометров газа. Что, по мнению Януковича, будет с этим «дополнением» в случае расторжения действующего контракта? «В этом случае у нас будет нормальная европейская цена на газ, а уже на эту цену действует харьковский договор, то есть еще минус $100. Так что эти договоры для нас выгодны, и мы сознательно пошли на их заключение. Но я могу сообщить, что в Харькове мы договаривались не останавливаться на тех соглашениях. Мы тогда договорились полностью пересмотреть контракты и перейти на новые взаимоотношения в газовой сфере... Хотя мы уверены в том, что цена для Украины некорректная, что условия выписаны как будто для врага. Эти контракты дискредитируют стратегический уровень наших взаимоотношений».

С кем президент Янукович договаривался о пересмотре контрактов — покрыто мраком. Все должностные лица Российской Федерации прямо заявляли и заявляют — есть контракт, он должен выполняться. Если возникают некие интеграционные структуры и совместные проекты, как со столь часто упоминаемой украинскими властями Германией — безусловно, это нужно учитывать и создавать партнёрам привилегированные условия.

О том, каким образом Украина попадает в эту финансово привлекательную категорию, не говорилось ни единого слова. Все предложения как «Газпрома», так и правительства России, о «размене» части ГТС на снижение цены и доступ к газовым месторождениям на территории России были Киевом и Януковичем лично «торпедированы». Да и «стратегической целью» для Януковича является Евросоюз и Евроатлантика, а не Россия с Таможенным союзом. Не берусь сказать, возможно ли оценивать нынешнее состояние российско-украинских положений путём выбора из ровно двух позиций, «друг» или «враг», но конкретно дружественные проявления по отношению к России назвать будет не так то просто.

Свой экономический обзор Янукович завершил вопросом: «А теперь скажите мне, о каких дополнительных уступках России можно говорить в таких условиях?». То есть, по мнению украинского президента, это Россию не устраивает контракт и уступки нужны ей. Несмотря на то, что по его собственным же словам, 20% украинского бюджета уходит в компанию «Газпром», Янукович очень огорчён высказываниями президента Медведев, назвавшего политику Киева «иждивенчеством». И откомментировал это высказывание так: «Я бы на месте Медведева такие ярлыки не вешал. Это абсолютно некорректно. Мы не бедные родственники. И не хотим быть и не будем ими никогда. Мы независимое государство. Мы платим на 100% эту беспредельную цену. И совершенно не нужно радоваться тому, что они нашли способ в 2009 году заставить Тимошенко подписать это соглашение. Когда нам плохо и наши друзья радуются — это нехороший признак. И, если разговаривать с нами с позиции силы и ультиматумов, это не принесет успеха».

Вот так. Президентом Украины в открытую высказано, что виною всем бедам — политика России, которая в очередной раз подвергла Украину унижениям. «Заставив» президента Ющенко и премьера Тимошенко выдвинуть (еще в 2005 году !) идею о пересмотре старых газовых договорённостей и предложить, с последующим их подписанием, новых. Которые, в свою очередь, не устраивают Януковича. Не может ли оказаться так, что и президента Януковича сейчас кто-то заставляет говорить о пересмотре? Что до ультиматумов... Новую форму терроризма с взятием в заложники европейские батареи отопления не в Москве придумали. Это чисто киевское ноу-хау. Если Украина — очень богатое государство, никак не похожее на «бедного родственника» — то к чему эти душераздирающие подробности о страдающих учителях и подсчёты, сколько процентов с каждой гривны уходит на счета «Газпрома»?

Геополитике и межгосударственным отношениям Янукович тоже уделил внимание. Игнорируя прошедшее непростое десятилетие, отмеченное не всегда предсказуемыми шагами украинской политики, он настаивает на возвращении к отжившему свое Межправительственному соглашению от 2001 года. Которое было подписано на волне интеграционных надежд в Россиии, и в связи с этим было целиком комплиментарным по отношению к украинской стороне. Не имея, разумеется, никакого отношения к тем самым рыночным отношениям, к которым собирается «возвращаться» Янукович.

По мнения же украинского президента, отношения должны быть рыночными, но бонусными. «Это фундамент украинско-российских взаимоотношений в газовой сфере. Оно предполагает, что мы ежегодно рассматриваем вопросы условий поставок газа и его транспортировки: объемы, цену на газ, стоимость транзита. Но начиная с 2005 года на эту действующую договорную базу никто не обращает внимания. Именно с тех пор начались споры, взаимные претензии — и, как результат, десятилетний контракт. Кстати, мы считаем, что десять лет для таких контрактов — это нереально большой срок. А у нас межправительственные договоры предполагают другой срок. И хозяйствующие субъекты должны работать в рамках существующего законодательного поля, то есть в соответствии с международными договорами, что предполагает ежегодное рассмотрение условий поставок, в том числе и цены».

Вообще то, «десятилетний контракт» пугает исключительно президента Януковича. Разработка месторождений, строительство магистралей, их ремонт и масса прочих деталей рабочего процесса сами по себе занимают большое время. Инвестиции, вложенные в этот комплекс, в силу своих масштабов возвращаются годами и десятилетиями. Что и оговаривается во всех контрактах, тем более — европейских. Иначе просто невозможно выстроить практическое планирование, гарантии возврата инвестиций и, между прочим, установить приемлемую цену. Ведь если соглашение заключается всего на год — то нет никакой уверенности в том, что на следующий временной период оно будет пролонгировано. И логично, что подобная неуверенность обязательно воплотится в желании получить «быструю» прибыль в наиболее большом доступном объёме. Потому-то 10-15 лет — нормальный временной отрезок, оговоренный в большинстве контрактов. Однако украинская сторона в очередной раз демонстрирует какое-то своё, очень уж оригинальное понимание европейских ценностей.

Кульбит с возвращением в одностороннем порядке в 2001 год — отдельная история. Например, на том же межправительственном уровне был оформлен и так называемый Большой договор между Украиной и Россией, затрагивающий массу аспектов вроде образования на русском языке и прочих неудобных для украинской государственности вещей. Фактически, он не соблюдался и остался целиком декларативным документом.

Каких-то действительно конструктивных, а не основанных на кокетливых угрозах, предложений по изменению действующих контрактов от Украины, если верить Януковичу, ждать не приходится. Несмотря на то, что благоденствовать хочется, как в Германии, проводить совместные проекты желания нет.

О Таможенном союзе, как одном из предлагаемых способов разрешения противоречий. «Дело в желании России, чтобы Украина вступила в Таможенный союз (ТС). Нам это желание абсолютно понятно, мы услышали предложение, и сегодня оно изучается. И, если нам будет выгодно, мы вступим в ТС. Но так не приглашают в гости, как это делает сегодня Россия! Так приглашать некорректно и унизительно для нас, таким языком не нужно с нами разговаривать. Мы проводили расчеты. Одни из них показывают, что вступление в ТС для нас выгодно, другие — что это будет невыгодно. Мы хотим посмотреть, как будет работать ТС через год-два, как будут выстроены отношения внутри ТС, когда его члены вступят в ВТО. Если это будет выгодное членство и будет политическая воля, мы дадим согласие. Мы обратимся к парламенту Украины, ведь нам нужно менять конституцию, которая на сегодняшний день прямо запрещает нам создавать наднациональные органы. Обратимся к народу, если будет необходимость проводить референдум. Так что если говорить о перспективе, то мы как любое нормальное государство, продолжаем изучение этого вопроса. Когда приглашают — это же всегда хорошо, мы благодарны за приглашение. Но, если приглашают так, как это делается сейчас, это нас удивляет».

А нас удивляет, как сказали бы в Одессе, многое другое. То есть, России и «Газпрому» нужно расторгнуть выгодный контракт, уповая на то, что после этого события на мнение Януковича (или другого президента) больше повлияет та группа аналитиков, согласно расчётам которых ТС все-таки выгоден. И та, может быть, после долгих раздумий Украина, в порядке одолжения, вступит в ТС. Если, конечно, «народ» не начнет «протесты» против включения в структуру, предполагающую «наличие наднациональных органов».

При этом в Европе идёт масштабная подготовка по созданию очень мощных наднациональных органов, финансовых и таможенных, вдобавок к уже существующим. Тем не менее, конкретно эти структуры Януковича и парламент нисколько не тревожат. Аналогичная же ситуация с ТС вызывает панику. Что до намерения «подождать год-два» — кажется, это будет ещё один поезд, в который Украина планирует садиться, когда все билеты будут уже раскуплены.

Андрей Полевой

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.