Русские поэты - Сергей БЕХТЕЕВ





Сергей Сергеевич БЕХТЕЕВ
1879-1954
Сергей Сергеевич Бехтеев родился 7 апреля 1879 года в городе Ельце Орловской губернии в старинной дворянской семье Бехтеевых, род которых известен с 1571 года. В семье были заложены основы его глубокого православного взгляда на мир.
Отец поэта, также Сергей Сергеевич (1844-1911), личность незаурядная и многогранная, посвятил всю свою жизнь служению России: от мирового судьи, затем Предводителя Елецкого дворянства и до члена Государственного Совета в чине действительного тайного советника. В своем родном Ельце открыл первый в России хлебный элеватор, отделение Государственного Банка, заботился об устройстве регулярного пароходства по Дону и многое другое.
Из юношеских лет поэта известно, что он воспитывался и обучался в Императорском Александровском Лицее, где в свое время учился А.С. Пушкин.
Вместе с высокими традициями Лицея, духом патриотизма и верности монархии, С. С. Бехтеев впитал и любовь к поэтическому слову. В 1903 году, по окончании Лицея, издал сборник стихов с посвящением Государыне Императрице Марии Федоровне, а средства от продажи сборника передал Царскосельскому Ремесленному приюту, состоявшему под покровительством Государыни Марии Федоровны.
Затем он поступает служить в подшефный Ее Императорскому Величеству Кавалергардский полк, получает чин офицера.
В 1911 году умирает отец.
Когда перед войной 1914 года повсюду усиливаются ложь и сплетни вокруг имени Царицы Александры Федоровны, он не дает обмануть себя и еще сильнее звучат в его стихах ноты верности и любви к Государю.
С началом войны служит в действующей армии, получает ранение в голову и попадает в Дворцовый лазарет как офицер привилегированного полка. Здесь он удостаивается посещения Государыней Александрой Федоровной с Великими Княжнами, после которого остаются в его стихах теплые и светлые строки: Вновь война, опять ранение в грудь, опять лазарет и небольшой отдых на родине. Затем в 1917 году - Кавказ: Кисловодск, Пятигорск.
День 2 марта застает Сергея Сергеевича на Кавказе. Здесь он пишет стихотворение "Телеграмма".
В октябре 1917 года Сергей Сергеевич возвратился в родной Елец, где на пепелище отчего дома написал пять стихотворений:
"Молитва", "Россия", "Боже, Царя сохрани", "Верноподданным" и "Святая ночь", которые через графиню А. В. Гендрикову удалось передать Царской семье в Тобольск. А стихи "Верноподданным" и "Боже, Царя сохрани" этой же осенью были напечатаны в виде листовок и раздавались жителям Одессы.
С. С. Бехтеев решает, что его долг - послужить "гибнущей отчизне", и уезжает в Добровольческую армию.
В свои последние годы в России (1918~1920) он разделяет все тяготы и скорби военной жизни со всем православным Белым воинством, искренне выполняя свой долг. В некоторых военных газетах выходят его стихи, один из них посвящен памяти атамана Каледина. Среди всех бурь и бед этого времени Бехтеев сохраняет верность монархии, не становясь, как многие из его соратников, ни республиканцем, ни демократом.
11, 12, 13 сентября 1920 г. поэт переживает с православными жителями Белого Крыма дни покаяния.
В ноябре 1920 года С. С. Бехтеев отплывает из Керчи на пароходе "Самара", оставляя Отечество, но сохраняя его идеалы и веру. В декабре 1920 года поэт со множеством русских изгнанников находит приют в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев (Королевство С.Х.С.) под покровительством молодого короля Александра I.
В 1920-1929 годах жизнь и творчество Бехтеева проходят в Сербии: г. Новый Футог Бачка, Старый Футог, Осек.
В 1923 году в Мюнхене с помощью Федора Викторовича Винберга, бывшего шталмейстера при дворе Государя, издает первый выпуск стихов "Песни русской скорби и слез". В 1925 году выходит его автобиографический роман в стихах "Два письма", в котором С. С. Бехтеев с болью пишет о реальных причинах поражения Добровольческой армии.
В Белграде в 1926 издает газету "Русский стяг", в 1927 году там же выходит его книга стихов "Песни сердца". Темы его стихов: трагедия России, Государя, предательство Царя ближайшим окружением, предательство "белой идеи", надежда на воскрешение России. По-прежнему он внимательно следит за тем, что происходит в России, примечая каждое духовное событие ("Кресты", "Небесная Царица"). Иногда в творчестве Бехтеева встречаются рыцарские мотивы, что отчасти связано с историей его родного Кавалергардского полка, которому Павел I пожаловал Мальтийское рыцарство, хранимое офицерами Царской армии.
В 1926 году С. С. Бехтеев обращается с поддержкой в некоторых стихах к афонским инокам-патриотам.
С конца 1929 года по 1954 год С. С. Бехтеев живет в Ницце В 1934 г. в Ницце выходит сборник стихов "Царский гусляр". В 1945, 1950, 1951 и 1952 гг. выходят четыре сборника его стихов "Святая Русь". До 1946 г. Сергей Сергеевич был ктитором храма "Державной Божией Матери". На его средства и его трудами в храме были устроены два иконостаса: Державной Божией Матери и преп. Серафима Саровского, за что он был удостоен особой благодарственной грамоты.
В 1938 году Бехтеев пишет стихотворение "Царский-Крест" с посвящением В. В. Свечину, председателю Союза ревнителей памяти Императора Николая II, по почину которого в Париже в Александро-Невском храме был воздвигнут Крест-памятник.
Последний IV выпуск сборника "Святая Русь" Бехтееву помогает издать Екатерина Сергеевна Фишер, которая создала и лично оборудовала в Ницце "Дом отдыха" для русских воинов, вложив в это дело всю свою душу, сердечность.
События в Европе и в России в период Второй мировой войны не находят отражения в творчестве С. С. Бехтеева вероятно потому, что его идея "За веру, Царя и Отечество" была определена на всю жизнь и для окружающего его мира уже была почти непонятна. А сам он, являясь этому миру неким анахронизмом, продолжал воспевать те события, те подвиги и тех людей, которые не были воспеты в свое время в старой России. Сохраняя реальный взгляд русского православного человека на свою родину, на состояние русских людей, он все же верит в будущее России.

Сергей БЕХТЕЕВ
Николай II
(Так писал я на третий день
"бескровной" русской революции - С.Бехтеев)

"Как женщина, Ему вы изменили, 
и как рабы, вы предали Его"
М.Ю.Лермонтов 

В те дни, когда мы все так низко пали, 
Везде мне грезится священный Образ Твой, 
С глазами, полными божественной печали, 
С лицом, исполненным небесной добротой. 
Тебя жалеть я не могу, не смею: 
Ты для меня - по-прежнему Велик! 
Перед тобой, мой Царь, я вновь благоговею, 
И больно мне глядеть на Твой Державный Лик. 
Слепой народ, обманутый лжецами, 
За чистоту души Твоей святой, 
Тебя клеймил постыдными словами 
И казни требовал, над кем же... над Тобой! 
Не так ли пал и Царь коварной Иудеи, 
Мессия истины, народная мечта, 
И Бога своего преступные евреи 
Распяли на доске позорного Креста. 
И Царь был осужден на пытки рабской казни, 
Над Божеством глумился весь народ, 
И люди-изверги убили без боязни 
Того, Кто создал мир, моря и небосвод. 
Но, победив в аду немые силы гроба, 
Воскрес Господь и всем явился вновь; 
Побеждена врагов чудовищная злоба, 
И козни зла рассеяла Любовь... 
Я верю в день священного возмездья! 
Клятвопреступники, вас кара неба ждет! 
Вас уличат в предательстве созвездья, 
Над вами Солнце правды не взойдет; 
И камни возопят от вашего злодейства, 
Вас грозно обличит правдивая судьба 
За низость ваших чувств, за гнусность
фарисейства, 
За клеветы восставшего раба... 
Еще недавно так, пред Ним склоняя выи, 
Клялися вы Его до гроба защищать 
И за Царя-Вождя, Хозяина России, 
Вы обещали жизнь безропотно отдать. 
И что же!  где слова?  где громкие обеты? 
Где клятвы верности, присущие войскам? 
Где ваших прадедов священные заветы? 
А Он, обманутый, Он твердо верил вам! 
Он, ваш исконный Царь, смиреньем благородный, 
В своей душе Он мог-ли помышлять, 
Что вы готовитесь изменой всенародной 
России честь навеки запятнать! 
Предатели, рожденные рабами, 
Свобода лживая не даст покоя вам. 
Зальете вы страну кровавыми ручьями, 
И пламя пробежит по вашим городам. 
Не будет мира вам в блудилище разврата, 
Не будет клеветам и зависти конца; 
Восстанет буйный брат на страждущего брата, 
И мечь поднимет сын на старого отца... 
Пройдут века; но подлости народной 
С страниц Истории не вычеркнут года: 
Отказ Царя, прямой и благородный, 
Пощечиной вам будет навсегда! 

г. Орел, 1917 г. 

Россия
Была Державная Россия,
Была великая страна
С народом мощным, как стихия,
Непобедимым, как волна.
Но, под напором черни дикой,
Пред ложным призраком "сво-бо-д"
Не стало Родины великой
Распался скованный народ.
В клочки разорвана порфира,
Растоптан царственный венец,
И смотрят все державы мира,
О, Русь, на жалкий твой конец!
Когда-то властная Царица,
Гроза и страх своих врагов,
Теперь ты жалкая блудница,
Раба, прислужница рабов!
В убогом рубище, нагая,
Моля о хлебе пред толпой,
Стоишь ты, наша Мать родная,
В углу с протянутой рукой.
Да будут прокляты потомством
Сыны, дерзнувшие предать
С таким преступным вероломством
Свою беспомощную Мать!

1917 г. 




Моя вера
Не должен, не может
Народ мой великий
Бесовское рабство влачить,
Он все одолеет, он все превозможет,
Сумеет себя воскресить.
Он встанет из праха,
Воскреснет из тленья,
С очищенной скорбью душой,
Познавший обиды и ужас паденья
В пучине крамолы людской.
Ведомый ко благу Господней десницей,
Сквозь дебри житейских невзгод,
Он встанет как Лазарь,
Из смрадной гробницы,
И к Божьим стопам припадет.

1931 г. 

Двуглавый Орел
Посвящается Его Императорскому Высочеству 
Великому Князю Николаю Николаевичу

На бон последний, бой кровавый, 
За честь и счастье всех племен, 
Зовет бойцов Орел Двуглавый 
Под сени Царственных знамен.

Туда, где годы рушат веки, 
Где бродит смерть среди степей, 
Где льются огненные реки 
В кровавом скрежете цепей.

Все ближе, ближе день великий! 
И, под немолчный звон церквей, 
В священный гимн сольются клики 
Поднявших меч богатырей.

Воспрянь, ликуй, душа героя! 
Пришла пора скорбей и зол, 
Тебя зовет на праздник боя 
Наш старый. Царственный Орел.

Вперед! Победными стопами, 
Молитву жаркую творя,
Вперед, с заветными словами - 
"За Русь, за Веру, за Царя!"

Воспрянь, народная стихия! 
Проснись, угасший дух веков, 
Стряхни, свободная Россия, 
Вериги каторжных оков!

Сердца и мысли окрыляя, 
Нас поведет в последний бой, 
Очами грозными сверкая, 
Герой с увенчанной главой.

И не сдержать волны народной 
Ее испуганным врагам:
Россия будет вновь свободной, 
И мир падет к ее ногам.

Уж близок день, не за горами 
Давно желанная пора;
И грозно грянет над войсками 
Родное русское "ура!"

Новый Футог, 1922 г.

За что?
Ответ недоумевающим

Грех, тяготеющий над нами - вот
сокровенный корень нашей болезни, вот источник
наших бед и злоключений
Слова Послания пагриарха Тихона от 18 июня 1918 г.

Нам, русским, послан Крест тяжелый, 
И мы должны его влачить, 
За грех чудовищной крамолы, 
За то, что не хотели чтить 
В своей бессовестной гордыне, 
Как непокорные сыны, 
Нам Богом данные святыни 
Благой и мудрой старины. 
За то, что нехристям в угоду 
Преступный замысел творя, 
Себе мы прочили свободу 
И свергли Ангела-Царя. 
И тем, покрыв себя позором, 
Дерзнули клятву осквернить, 
За всех нас данную Собором, 
Во век Романовым служить.'
И вот за этот грех великий 
Страдаем всюду мы теперь, 
И Русью правит деспот дикий, 
Бесчеловечный, лютый зверь. 
И долго будем мы томиться 
Под нам ниспосланным Крестом, 
Пока в душе не совершится 
У нас великий перелом, 
Пока от зол мы не очнемся, 
И, приведя наш бунт к концу, 
К Царю мы, каясь, не вернемся, 
Как дети блудные к Отцу.

г. Ницца, 20 октябри 1942 г.