27 августа 2011

НОВЫЙ ЗАКОН О КОРРУПЦИИ. ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ…




НОВЫЙ ЗАКОН О КОРРУПЦИИ. ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ…
"Честность неотделима вот свободы, как коррупция вот деспотизма".
А. Франс




По прошлогодним данным "Transparency International", Украина по индексу коррупции занимает 134 место. Первое место как наименее коррумпированная страна занимает Дания, последнее 178 - Узбекистан и Туркменистан. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) предоставила отчет о достижениях Украиной в рамках выполнения Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией, в котором отмечено, что Украина очутилась среди последних, среди всех стран Европы, которые ведут борьбу с коррупцией, и выполнила лишь одну из 24 рекомендаций ОЭСР. На своем заседании в Страсбурге группа государств из противодействия коррупции Совета Европы - GRECO под председательством Драго Коса отметила провал Украины в плане законодательного обеспечения борьбы с коррупцией и несоответствие европейским стандартам борьбы с коррупцией за 13 направлениями.


Необходимость законодательного обеспечения борьбы с коррупцией и усиления ответственности за коррупционные действия была реализована - 7 апреля этого года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины "О принципах предотвращения и противодействия коррупции" (далее - Закон), который вступил в силу с 1 июля в 2011 г., за исключением статьи 12 "Финансовый контроль", которая вступает в силу с 1 января 2012 года, и стал базовым законодательным актом в сфере предотвращения и противодействия коррупции на Украине.


Новый Закон изменяет общегосударственный подход к пониманию коррупции. Согласно ст.1 Закона, коррупция - это использование лицами - субъектами ответственности за коррупционные правонарушения предоставленных им служебных полномочий и связанных с этим возможностей с целью получения неправомерной выгоды или принятия обещания/предложения такой выгоды для себя или других лиц или соответственно обещание/предложение или предоставление неправомерной выгоды указанным лицам, или по их требованию другим физическим или юридическим лицам с целью склонить эти лица к противоправному использованию предоставленных им служебных полномочий и связанных с этим возможностей.


Такая формулировка понятия "коррупции" является шире в сравнении с предыдущим определением коррупции согласно закону Украины "О борьбе с коррупцией" и дает основания для вывода, что коррупционные действия могут быть совершены не только лицами, уполномоченными для выполнения функций государства, а об охватывании противодействием коррупции и в таких сферах общественных отношений, которые раньше были вне поля зрения государства. В связи с этим расширен круг субъектов ответственности за коррупционные правонарушения: от Президента Украины до должностных лиц, которые получают заработную плату за счет государственного или местного бюджета, юридических лиц и физических лиц. Коррупционером может быть признано любое лицо, которое осуществляет властные, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные полномочия в собственную пользу. Это не только госслужащие, но и те, кто работает в частной сфере. Однако все же, не подпадают под действие закона рядовые работники, которые, пользуясь предоставленными им служебными полномочиями и связанными с этим возможностями, могут реализовать корыстный интерес относительно получения неправомерной выгоды.


Следует отметить, что привлекает внимание включение в новое определение понятия "коррупции" такого признака, как принятие обещания/предложения неправомерной выгоды. Кажется, что выявление такого признака коррупции, ее применение в решении вопроса о юридической ответственности за коррупционное правонарушение может стать проблемным и вызывать трудности в применении. Кажется сомнительным включение в понятие "неправомерной выгоды" такого признака, как нематериальные активы. Учитывая чрезвычайно широкое содержание понятия "нематериальные активы" (Законом не определено, о каких именно активах идет речь), которое включено в определение неправомерной выгоды, создаст условия, при которых любое действие нематериального характера, совершенное соответствующим субъектом (например, просьба об одобрительном отзыве или характеристике), может расцениваться как коррупция.


Новым Законом расширен перечень субъектов, которые осуществляют мероприятия по предотвращению и противодействию коррупции (ст. 5 Закона). Осуществлено их функциональное разграничение на субъектов, ответственных за формирование, разработку, реализацию, координацию антикоррупционной политики государства, на тех, которые осуществляют непосредственное выявление, прекращение и расследование коррупционных правонарушений, а также на тех, которые участвуют в предотвращении, выявлении и прекращении коррупционных правонарушений.


К субъектам, которые осуществляют мероприятия относительно предотвращения и противодействия коррупции, отнесен Президент Украины, Верховную Раду Украины, а также органы прокуратуры Украины в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины. К осуществлению мероприятий относительно предотвращения и противодействия коррупции или участия в них включены органы государственной власти в пределах полномочий, определенных законами и другими изданными на их основе нормативно-правовыми актами (к примеру: процедура осуществления антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых норм, которая возлагается на Министерство юстиции Украины, участие органов власти в проведении специальной проверки во время процедуры отбора на публичную службу, другое). При этом, Кабинет Министров Украины направляет и координирует работу органов исполнительной власти относительно предотвращения и противодействия коррупции в соответствии с Конституцией и законами Украины, актов Президента Украины.


Координацию реализации органами государственной власти определенной Президентом Украины антикоррупционной стратегии и информирования общественности о принятых мерах относительно предотвращения и противодействия коррупции будет осуществлять специально уполномоченный орган по вопросам антикоррупционной политики, который в установленном порядке образуется Президентом Украины. Этой нормой предусмотрено подчинение специально уполномоченного органа по вопросам антикоррупционной политики Президенту, а не правительству, как это было раньше.


Специально уполномоченными субъектами в сфере противодействия коррупции, к основным заданиям которых отнесено выявление, прекращение и расследование коррупционных правонарушений, являются органы прокуратуры, специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью Министерства внутренних дел Украины, налоговой милиции, по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Службы безопасности Украины, Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины, если другое не предусмотрено законом. Следует обратить внимание на то, что координацию деятельности правоохранительных органов
по вопросам противодействия коррупции осуществляют в пределах предоставленных полномочий, определенных законами, Генеральный прокурор Украины и подчиненные ему прокуроры.


Участие в предотвращении, выявлении, а в установленных законом случаях и в осуществлении мероприятий относительно прекращения коррупционных правонарушений, также принимают: уполномоченные подразделения органов государственной власти; местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления.


Также к участию в предотвращении и осуществлению мероприятий относительно прекращения коррупционных правонарушений включены предприятия, учреждения, организации независимо от подчиненности и формы собственности, их должностные лица, а также граждане, объединения граждан в случае их согласия. Необходимо отметить, что задания и полномочия этих субъектов являются значительно уже в сравнении со специально уполномоченными субъектами. Их роль в значительной мере заключается в осуществлении мероприятий относительно предотвращения коррупционных правонарушений и содействии специально-уполномоченным субъектам.


Стоит отметить также то, что новый Закон возлагает обязанность принимать меры относительно предотвращения и противодействия коррупции на должностные и служебные лица органов государственной власти, должностных лиц местного самоуправления, юридических лиц, их структурных подразделений. Да, отмеченные субъекты в случае выявления коррупционного правонарушения или получения информации о совершении такого правонарушения работниками соответствующих органов, обязаны принять меры относительно прекращения такого правонарушения и немедленно в письменном виде сообщить о его совершении специально уполномоченному субъекту в этой сфере.


Таким образом, власть пытается официально "привлечь" к борьбе с коррупцией частный сектор, возлагая на простых граждан обязанность информировать о коррупционных действиях и принимать меры для их устранения.


Введение этой нормы носит скорее не добровольный, а обязательственный характер. Эффективность такого нововведения вызывает определенные сомнения. Очень мала вероятность того, что граждане после вступления в силу закона начнут ловить или сдавать власти коррупционеров. Однако этим предусматривается активизировать правовую позицию граждан, побуждать их к активным действиям, а не оставаться в стороне от борьбы с коррупцией. Важным стимулирующим фактором для этого становится предвиденная законом защита лиц, которые будут оказывать помощь в предотвращении и противодействии коррупции (ст. 20 Закона).


Закон также регламентирует порядок привлечения к ответственности. Если раньше множество коррупционных нарушений квалифицировались как административные, то отныне они становятся криминальными. Соответственно усиливается и ответственность за некоторые из них: от 2 до 15 лет заключение.
Кроме того, закон вводит положение, которое определяет конфликт интересов на госслужбе и порядок его урегулирования.


В соответствии с законом, государственные служащие должны декларировать не только доходы, но и расходы. Однако финансовому мониторингу подлежат финансовые операции на сумму, которая равняется или превышает 150 тысяч гривен. Установление такой нормы усилит контроль над расходами госслужащих. Кстати, замечу, что по словам экспертов, в европейских странах декларируется, как правило, покупка, которая равняется среднемесячной зарплате, которая равна около 5 тысячам евро. А на Украине, таким образом, будут декларировать покупки от приблизительно 15-и тысяч евро. В итоге, налицо парадокс, когда в одной из самых бедных стран Европы уровень декларирования расходов является одним из наиболее высоких.


Заслуживает внимание установление ограничений относительно работы близких лиц в подчинении, ограничение относительно совместительства и совмещения с другими видами деятельности, ограничение относительно использования служебного положения. Предвиден ввод единственного государственного реестра лиц-коррупционеров. Определенным категориям лиц установлены существенные ограничения относительно получения подарков, подарки чиновникам от подчиненных считаются взяткой. А вот, кстати, подарки учителям и врачам не считаются взяткой согласно данного Закона. Установлены ограничения относительно лиц, которые освободились от должностей или прекратили деятельность, связанную с выполнением функций государства, органов местного самоуправления: таким лицам запрещено на протяжении года после освобождения работать на предприятиях относительно которых они осуществляли полномочия контроля или присмотра, или совершать с ними правовые сделки в сфере предпринимательской деятельности; представлять интересы любого лица по делам, в т. ч. судебным, в которых другой стороной является орган, откуда они уволились.


Законом установлена обязательность проведения специальной проверки лиц, которые претендуют на занятие должностей, связанных с выполнением функций государства или местного самоуправления. Такая проверка будет проводиться с письменного согласия лиц, которых будут проверять.


Следовательно, исходя из изложенного, считаю, что, не принимая во внимание отдельные недостатки, новый Закон в целом является более прогрессивным чем предыдущий Закон Украины "О борьбе с коррупцией" и для преодоления коррупции важным является его добросовестное выполнение всеми государственными органами, институтами гражданского общества. Ведь на Украине иногда игнорируют нормы Конституции, не только законов. Остается надеяться, что новопринятый Закон сдвинет с места вопрос борьбы с коррупцией и не станет пиаром власти для получения преференций от европейских институций.


Таким образом, заслон коррупции поставлен: ее теперь будут преодолевать по новому закону. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.