21 августа 2011

Новороссия: рождение легенды. Часть 3


Новороссия: рождение легенды. Часть 3
Статьи Нить времени

Начало цикла: Новороссия: рождение легенды. Волки на волчьей
Новороссия: рождение легенды. Днепровские флибустьеры

Часть 3. Закат фронтира

Чем были степи к югу от Тясьмина и Орели еще в начале XVIII века? Да типичным фронтиром – аналогом американского Дикого Запада, где прав тот, кто первым успел выхватить «Кольт», в нашем случае – саблю.

ЩЕТИЛЬНЕЕ НАДО!

Вот тут, не мог не отвлечься и сказать несколько слов по теме «казачество в отечественной массовой культуре». В первую очередь - кино, разумеется. Точнее, сдержаться и не выражаться нецензурно. Поскольку, лубок, написанный плохим провинциальным маляром с ходульными персонажами, произносящими пафосные речи, и одетыми, как участники колхозной самодеятельности, на большее не тянет. А уж полное отсутствие умения устраивать и снимать, как батальные массовые сцены, так и индивидуальные поединки, стало, пожалуй, родовой чертой этой разновидности важнейшего из искусств.

Если бы не Ежи Гофман, снявший лучший (шо маемо, то маемо) фильм всех времен и народов на запорожскую тематику,  и тем самым проливший бальзам на мою измученную душу, уж не знаю, что и было бы. А между тем знание волшебного слова «фронтир» должно было бы навести хотя бы на попытку примитивного плагиата. Нужно учиться должным образом у лучших митців Голливудщины! У американцев есть целый жанр, с которого нашему «кину про казаков» следует пример брать. Вестерн.

Ихний Wild West – это, по сути, то же, что наш Дикий Юг. Дикое Поле. Казаки – «ковбойцы», ногаи – «индейцы». А вместо «стетсонов» – «шапка-бирка, зверху дірка». И если не у Джона Форда и Говарда Хоукса (для любителей эпики), то хотя бы у Сэма Пекинпа и Серджио Леоне учиться надодь. Шоб почувствовал зритель, чем запорожские онучи пахли!

МАЛОРОССИЯ – НЕ ЗАПОРОЖЬЕ

Но возьмем опять академический тон и перенесемся в восемнадцатое, прозванное «галантным», столетие. Никакой галантности в Северном Причерноморье пока еще не наблюдалось. Степные просторы оспаривали друг у друга ногайцы, являвшиеся острием копья крымских ханов, бывших вассалами султанов Блистательной Порты, и запорожцы, подчинявшиеся (если это слово вообще применимо к сечевому лыцарству) гетьману Войска Запорожского, который, в свою очередь, находился в подданстве царя всея Великия, и Малыя, и Белыя России.

Войском Запорожским в конце XVII – первой половине XVIII века именовалось специфическое военно-территориальное образование, которое после всех перепетий Хмельниччины (1648-1657) и Руины (1657-1686) осталось в составе Московского царства и размещалось на Левобережье. Эту территорию именовали еще Малороссией (современные левобережные части Киевской и Черкасской областей, Черниговская и Полтавская области, северная часть Сумской и южная часть Брянской областей), а Войско, соответственно, Малороссийским. Военно-административный контроль над Малороссией и осуществлял гетьман Войска Запорожского.

«Исконные» же запорожцы-сечевики, сумели выцыганить себе автономию и подчинялись гетьману исключительно номинально. Во главе запорожцев (Сечи) стоял кошевой атаман. Земли, которые контроливались Сечью, располагались по обе стороны Днепра (на территории современных Кировоградской, Днепропетровской и северной части Запорожской областей).

Таким образом, следует четко различать Малороссию (Гетьманщину) – автономию в составе Московского царства на Левобережье во главе с гетьманом. И Запорожье (Вольности Войска Запорожского - земли Сечи), расположенное в Диком Поле. Границей Малороссии и Запорожья служила река Орель.

Как вы понимаете, южнее Орели  до начала XVIII века никаких границ не было. Территория номинально контролировалась сечевиками, но не только ногайские чамбулы ходили за ясырем куда и как хотели, но и целые орды кочевали иногда вплоть до верховий Орели. Лишь 22 октября 1705 года (уже после Азовских походов и как их следствие) в «Межевой записи» думный дьяк Емельян Украинцев и паша Эффенди-Коч-Мегмет провели первый в Диком Поле кордон. На правом берегу Днепра: «Початок границ от польских концов, где польская граница скончилась, вниз рекою Бугом ... до Ташлыка, который называется по-турецки Великій-Конар, и от Великаго-Конара полем через Еланец, который по-турецки называется Енгулою, где впадает Великій - Ингул, а потом перешедши Великій-Ингул, полем до речки Висуни, а Висунь поперек перешед, полем до Малаго-Ингульца, а перешед Малый-Ингулец через брод Бекеневскій ... а от того броду полем прямо до устья речки Каменки, где оная впадает в Днепр...». На левом берегу Днепра: «... река же Конския воды даже до впадения в Днепр вместо знаков граничных утверждена… И потому начало границ есть от вершины реки Конских вод, а конец у новаго города, который при впадении реки Міюс в Азовское море состоит… между помянутыми реками к полуденной стороне вся земля осталась к оттоманскому империю; с полуночной же стороны вся земля всероссийскому империю…».

В общем, южная граница земель, контролируемых запорожцами, проходила (если по прямой) на правом берегу Днепра - от современного Никополя до Первомайска, а на левом берегу – от Запорожья до Таганрога.

Помимо земель Сечи Запорожской и Крымского ханства существовало в Диком Поле еще два военно-территориальных образования. Слободская Украина и Бахмутский уезд.

История Слобожанщины для нас – сюжет проходной, поэтому только отметим, что степная и лесо-степная территория современной Харьковской области, южной части Сумской, северной части Луганской, западных частей Белгородской, Курской и Воронежской областей, являвшаяся безлюдным юго-западным пограничьем Московского царства, в середине XVII века начала заселяться выходцами из охваченной пожаром Хмельниччины юго-восточной (малорусской) части Речи Посполитой. Переселенцы образовали пять казачьих полков: Ахтырский, Изюмский, Острогожский, Сумской, Харьковский - подчинявшихся белгородскому воеводе, но обладавших автономией. В 1765 году слободские казачьи полки были реорганизованы в иррегулярные гусарские, а территория преобразована в Слободско-Украинскую губернию.

К северо-востоку от земель Сечи Запорожской располагался Бахмутский уезд. Первоначально на месте Бахмута (современный Артемовск Донецкой области) возникла укрепленная слобода, составная часть одной из засечных черт. В 1701 году слобода преобразована в город Бахмут, в 1703 году ставший центром уезда, в 1719 году – центром провинции  Воронежской губернии. Здесь размещался Бахмутский конный казачий полк (объединявший бахмутских, торских и маяцких казаков).

БОЕВОЙ ГОПАК

Но вернемся к степному лыцарству. В 1709 году запорожцы во главе с кошевым Гордиенко решают поддержать Мазепу и присоединяются к шведам. В ответ отряд русской армии при поддержке отряда малороссийских казаков берет Сечь штурмом и разрушает ее. После Полтавы запорожцы перебираются в пределы Османской империи и по согласованию с султаном и крымских ханом строят Алешковскую Сечь в низовьях Днепра (урочище Алешки – в будущем уездный город Алешки, современный Цюрупинск Херсонской области).

В 1711 году в результате неудачного Прутского похода Петр I подписывает Прутское соглашение, условия которого подтвердил Константинопольский мирный договор 1712 года. Россия теряла все завоеванное в Приазовье в ходе Азовских походов. Новая граница России и Турции на левом берегу Днепра проходила теперь по Орели. На правом берегу Днепра граница османских владений с Речью Посполитой прошла по верховьям рек Ирклея, Ингулец, Ингул, по Синюхе до Буга. Запорожцы становились вассалами крымского хана, им возвращались их Вольности, но запрещалось заводить на этих землях оседлые поселения.

В 1731 году вдоль северного берега Орели началось возведение Украинской (Старой Украинской) линии, тянувшейся от Днепра до Северского Донца. Линия состояла из ретрашементов и редутов, заселенных поселенцами Ландмилицейского корпуса (в состав которого вошла и часть малороссийских казаков Полтавского полка).

С татарами (и, главное, ногайцами) запорожцы не ужились и в 1734 году попросились обратно в российское подданство. Каковое и было им предоставлено. Запорожцы основали Сечь на реке Подпольной (рядом с современным Никополем Днепропетровской области). Период ее существования: 1734-1775 годы – получил название период Новой Сечи.

Такой запорожский «боевой гопак» закономерно вызвал русско-турецкую войну 1736-1739 годов, в ходе которой русские войска под руководством Миниха и Ласси дважды врывались в Крым (первый раз в истории).

Согласно Белградскому мирному договору 1739 года и «инструменту» 1740 года, подписанному Иваном Ивановичем Неплюевым и Мустафой-беем-Селихтаром Кятиби, новая русско-турецкая граница возвращаласть примерно к положению 1705 года. На левом берегу Днепра проходила по реке Конской, затем от истока Конской по прямой линии до истока реки Берды, по реке Берда до Азовского моря. Т.е. примерно по линии  Запорожье-Бердянск. На правом берегу Днепра от Каменки до Южного Буга по линии Никополь-Первомайск.

Эта линия одновременно являлась южной, юго-западной и юго-восточной границей Вольностей Войска Запорожского. Восточная граница: между запорожскими и донскими казаками - была проведена указом императрицы Елизаветы в 1746 году – река Кальмиус. Северной границей слева от Днепра (между Малороссией и Запорожьем) осталась Орель (большущая свара с мордобоем была у запорожцев с малороссийскими казаками Полтавского полка из-за устья Самары), справа (между Запорожьем и Польской Украиной) – от устья Тясьмина до Синюхи и Синюхой до Южного Буга.

И ТУТ ИЗ-ЗА ХОЛМОВ ПОКАЗАЛАСЬ КАВАЛЕРИЯ!

В 1751 году российское правительство отрезало кусок в северо-западной части Земель Войска Запорожского (современная северная часть Кировоградской области). Там было устроено военное поселение Новая Сербия с центром в крепости святой Елисаветы (в дальнейшем – уездный город Елисаветград, сейчас – областной центр Кировоград).

В 1752 году между Новой Сербией и Днепром на реке Самоткань (в районе современного Верхнеднепровска Днепропетровской области) разместился слободской малороссийский казачий полк, именуемый также Новослободским.

В 1753 году к востоку от Бахмута между реками Бахмуткой, Северским Донцом и Луганью (центральная часть современной Луганской области) возникает военное поселение, получившее наименование Славяно-Сербия, населенное (как и Новая Сербия) выходцами с Балкан.

По указу от 22 марта 1764 года объединением Новой Сербии и Новослободского казачьего полка была создана Новороссийская губерния. Так Новороссия впервые появилась на картах империи. Делаем зарубку, свой первый день рождения Новороссия может справлять 22 марта. По новому стилю это э-э-э 2 апреля (в XVIII веке разница между старым и новым стилем была 11 дней).

По указу от 11 июня 1764 года в состав Новороссийской губернии вошли Украинская линия, Славяно-Сербия и часть малороссийского Полтавского казачьего полка. В 1765 году Бахмутский уезд перешел из состава Воронежской губернии в состав Новороссийской. Новороссийским губернским центром с 26 марта 1765 года становился город Кременчуг.

Административно губерния состояла из трех частей: Елисаветинской провинции (центр – крепость святой Елисаветы), Екатерининской провинции (центр – Белевская крепость, позднее – уездный город Константиноград, сейчас – Красноград Харьковской области), Бахмутского уезда (центр – крепость Бахмут).

Подверглись реформированию и местные военно-территориальные образования – иррегулярные поселенческие полки. В Елисаветинской провинции из бывших здесь новосербских двух гусарских и двух пандурских полков сформированы Черный и Желтый гусарские и Елисаветградский пикинерный полки. В Екатерининской провинции из бывших малороссийских казаков Полтавского и Миргородского полков, военнопоселенцев Славяно-Сербии и бахмутских казаков  сформированы Днепровский, Донецкий, Луганский пикинерные и Бахмутский гусарский полки.

ПОШЛА ПИСАТЬ ГУБЕРНИЯ!

Значительные изменения произошли в Северном Причерноморье после окончания русско-турецкой войны 1768-1774 годов. По указу от 14 февраля 1775 года создавалась Азовская губерния. В ее состав вошли земли, полученные Россией по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору (треугольник между Южным Бугом и Днепром, северо-восточное побережье Азовского моря, земли между Доном и Кубанью), Бахмутский уезд и Земли Войска Донского. Азовская губерния делилась на две провинции: Бахмутскую и Азовскую. В состав последней вошли: Войско Донское, город Азов, крепость святого Дмитрия Ростовского, город Таганрог, Новая Днепровская линия, города Керчь и Еникале в Крыму,  мыс Кинбурн с прилегающей территорией между Днепром и Бугом. Из состава Слободско-Украинской губернии в состав Азовской вошел город Тор (современный Славянск Донецкой области) с уездом и местечки Старые и Новые Водолаги. Губерния получилась гигантской по размерам и разорванной на несколько не связанных между собой кусков, так как между ними лежала Новороссийская губерния (в составе Елисаветинской и Екатерининской провинций), включившая в свой состав малороссийский Полтавский полк.

После указа о ликвидации Войска Запорожского (4 августа 1775 года) все запорожские земли вошли в состав Новороссийской губернии. Однако в 1776 году бывшие запорожские земли, лежавшие на левом берегу Днепра, вошли в состав Азовской губернии. В 1777 году Екатерининская провинция была передана в состав Азовской губернии, а новоустроенная Херсонская провинция (на присоединенных по Кючук-Кайнарджийскому миру землях) в состав Новороссийской. После этого границы губерний вплоть до создания Екатеринославского наместничества не изменялись.

На этом в истории фронтира можно было ставить точку. Закончилась эпопея романтичных жителей приграничья: вольных казаков, пандуров, гусар, пикинеров и самых колоритных из степных персонажей – запорожцев. В безопасные теперь степи хлынули мирные переселенцы, а скрип перьев в губернских и уездных канцеляриях, где теперь решались все вопросы, заглушил бесполезный отныне посвист кривых сабель.

Виктор Бушин

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.